Вы здесь

Оценка предельного состояния и остаточного ресурса элементов конструкций энергетического и транспортного оборудования


Номер работы - M 15 ПОДАНА

Тернопольский национальный технический университет имени Ивана Пулюя

 Авторы: Ясний Владимир Петрович, Сорочак Андрей Петрович

Целью работы является разработка методики оценки остаточной прочности и долговечности элементов конструкций энергетического и транспортного оборудования с учетом влияния эксплуатационных факторов на сопротивление распространению трещин, коррозионное растрескивание, деградацию структуры и механических свойств.

Предложенный подход основывается на моделировании предельного состояния с использованием диаграмм оценки разрушения и распространения усталостных трещин в элементах конструкции на основании анализа поля напряжений и вычисления коэффициентов интенсивности напряжений с учетом формы и размеров дефектов, влияния эксплуатационных факторов на характеристики трещиностойкости при циклическом и статическом нагружении.

Работа выполнена с использованием положений линейной и нелинейной механики разрушения, вероятностно-статистических методов, современных методик экспериментальных механических и электронно-микроскопических исследований. Работа нацелена на решение важных научно-технических проблем энергетики и транспорта – предотвращение внезапного разрушения важных высокотемпературных конструкционных элементов оборудования тепловых электростанций и обеспечение надежной эксплуатации осей колесных пар железнодорожного транспорта.

Авторами выявлены основные закономерности влияния эксплуатационных факторов на микромеханизмы деформирования и разрушения, множественное растрескивание, деградацию механических свойств, трещиностойкость материалов транспортного и энергетического оборудования при статическом и циклическом нагружении, коррозионное растрескивание и их статистический разброс. С использованием метода конечных элементов проанализировано напряженно-деформированное состояние на критических участках элементов конструкций с учетом формы и размеров дефектов.

Полученные результаты используются для оценки работоспособности коллекторов ТЭС (ПП «Бурштынская ТЭС», ДТЭК ЗАПАДЭНЕРГО) и осей колесных пар (ПП «Локомотивное депо Тернополь»). Результаты научной работы представляют весомый вклад в решение проблемы оценки предельной прочности и долговечности элементов конструкций с учетом эксплуатационного повреждения и могут бить использованы в энергетике, металлургии, железнодорожном транспорте и в авиации.

Количество публикаций:Общие количество 74, за тематикой 42, в т.ч. 30 статей (15 – в заграничных изданиях). Согласно базы данных Scopus общее количество ссылок на публикации авторов, представленные в работе, составляет 51, h-индекс (по работе) = 7; согласно базы данных Google Scholar общее количество ссылок составляет 86, h-индекс (по работе) = 9. По данной тематике защищено 3 кандидатские диссертации.